Раз уж вы оказались на этой странице, то скорее всего вы понимаете о чем идет речь. Не углубляясь в сложные словосочетания и заумные иностранные слова, попытаемся сформулировать это понятие так - брендбук - это такая книжка, в которой собрано все необходимое, что касается конкретного бренда. В интернете на этот счет есть множество разных мнений - что должно быть в брендбуке, чем он отличается от гайдлайна или логобука и тому подобных изобретений рекламистов. Но, давайте не будем забывать, что рекламисты тоже люди, которые хотят чтобы только их утверждения были единственно правильными и, соответственно, все остальные - следовали их примеру в кильватере.
Что же такое брендбук?
На момент написания данной статьи Википедия на этот счет гласит следующее:
"В Википедии нет статьи с таким названием. Попробуйте найти страницы, на которых оно упоминается."
Собственно это и понятно. Четких указаний по поводу того что должен содержать брендбук нет нигде.
Как уже мы говорили ранее - брендбук - это некая шпаргалка, руководство или, если хотите, свод правил по тому, что можно, и что нельзя делать с брендом, для того, чтобы сохранить и приумножить его узнаваемость среди покупателей. Он предназначен сугубо для специалистов узкого круга. Таких как дизайнеры, бренд менеджеры, специалисты по маркетингу и тому подобный персонал, непосредственно связанный с работой по продвижению данного бренда.
Содержание брендбука может быть различным по наполнению. Каждый брендбук наполняется теми элементами, которые непосредственно потребуются для его продвижения. Список этих элементов формируются исходя из маркетинговых задач, которые ставятся перед брендом.
Например совершенно нет смысла разрабатывать графическое начертание названия бренда на китайском языке в случае его использования на местном рынке, где доля носителей китайского языка менее одного процента.
Принцип разумной достаточности - залог сохранения финансовых средств заказчика и его нервов. Тем не менее, практически любой брендбук содержит неотъемлемую часть описания бренда - логобук (некоторые его называют гайдлайн, хотя это некорректно).
Логобук. Полезная вещь в жизни любого бренда.
В этой части разработок содержится описательная часть графических констант бренда:
- Описание содержательной части графического знака
- Соотношения величин в построении товарного знака, логотипа
- Охранные поля у фирменного блока
- Цветовые вариации логотипа, фирменного знака
- Фирменные декоративные элементы
- Условия масштабирования и воспроизведения логотипа, фирменного знака различными способами на разных рекламных носителях
Гайдлайн. Или рекламное оружие по захвату рынка.
Если логобук можно назвать главой, посвященной логотипу, то гайдлайн можно смело отнести к руководству для бренд менеджера или отдела маркетинга. Гайдлайны бывают разные - есть короткие, есть объемные и увесистые как толстенные книжки, которые мы читали в школе. Зависит это в первую очередь от маркетинговых задач которые ставит руководство перед отделом продаж. Список позиций гайдлайна может состоять как из минимума (фирменный блок и несколько офисных документов, такие как визитка и бланк), так и из довольно большого перечня, включающего в себя различные элементы фирменного стиля от булавки до автомобилей или экстерьеров зданий. Приблизительный перечень этого раздела может содержать следующую информацию:
- Фирменная цветовая гамма. Сочетания. Вариации. Формулы смешивания цветов.
- Деловая документация
- Варианты нанесения фирменной символики на корпоративные сувениры
- Элементы визуальной навигации. Таблички, вывески, указатели.
- Рекламная полиграфия. Пакеты, упаковка, календари, пресс релизы...
- Оформление автотранспорта
- Фирменная деловая и рабочая одежда
- Вывески зданий. Оформление интерьеров, рабочих зон, конференц залов.
- Фирменные элементы наружной рекламы. Баннеры, перетяжки, наклейки.
- Электронные средства коммуникаций. Сайт, презентации, электронные письма.
Решение о содержании гайдлайна клиент принимает исходя задач, которые ставится перед брендом. Так у большинства банков гайдлайн довольно расширенный. Он охватывает почти все вышеперечисленные элементы и даже больше. Это и понятно. Развитая филиальная сеть требует достаточно доскональной проработки всех элементов. Большое количество сотрудников занимающихся продвижением бренда, да еще удаленных территориально достаточно сложно контролировать. Поэтому, очень часто у них довольно обширные права и, соответственно, вероятность того, что удаленный сотрудник может реализовывать "свое видение" того как должен выглядеть бренд. В этом случае, досконально проработанный брендбук - залог успеха корпоративной айдентики.
С другой стороны для небольшой компании с персоналом не превышающем 30 человек, в которой руководство уделяет достаточно времени на контроль за соблюдением корпоративной айдентики таких обширных бренд буков не требуется. Его можно создавать по мере использования той или иной рекламной сферы.
В любом случае надо помнить, что брендбук - это руководство по разработке рекламных материалов для дизайнера, а так же средство контроля дизайнера менеджером по рекламе.